История залива императора Николая
155 лет со дня основания ИМПЕРАТОРСКОЙ ГАВАНИ
16 (4) августа 1853 года Г.И.Невельской основал "военный его императорского высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост". Это было первое русское поселение в заливе Императорская гавань. Его начальником был назначен Н.К.Бошняк.
В 1859 году высочайшим указом в Императорскую Гавань направляется опытный лесоустроитель корпуса лесничих штабс-капитан А.Ф. Будищев с помощниками. Они провели первую "Подробную подесятинную таксацию и оценку лесов по таксе" в районе Императорской Гавани на площади около 13 тыс. га и сделали описание по берегу Татарского пролива до Императорской Гавани. Лесная стража состояла из десяти матросов флотского экипажа. Лесничество «Императорская Гавань» в 1909 году было переименовано в «Народное». Лесничим был Надеждин К,И., который впоследствии при советской власти стал первым лесничим Приморской губернии.
Вывозка леса за границу в то время разрешалась только из Императорской Гавани. О количестве леса, вывезенного за границу из Императорской Гавани в первые годы развития экспорта, можно судить по суммам, поступившим в казну:
1863 г.----------346 руб.,
1864 г.----------3893 руб.,
1865 г.----------365 руб.,
1871 г.----------645 руб.
Экспорт развивался слабо, попытки продажи леса в Шанхай не увенчались успехом.
Материал взят из «Леса и лесное хозяйство Хабаровского края», 2000 г. издания, авторы: А.К.Данилин, В. Т. Чумин и другие авторы.
Г. Слэю. После покупки предприятия Пюльккенена австралийские предприниматели осуществили дополнительный выпуск акций и преобразовали «Восточное лесопромышленное общество» в крупную акционерную компанию «Oriental Timber Corporation Ltd».
Имущество и постройки, приобретенные австралийской компанией в Императорской гавани, находились в неудовлетворительном состоянии, поэтому Г.Слэю на первых порах пришлось строить жилые дома для администрации и для лесной стражи, склады для провизии.
К 1910 году «Oriental Timber Corporation Ltd» затратила на предприятие более одного миллиона рублей, из которых 517,5 тысячи рублей было истрачено на заработную плату рабочим. Австралийцы вывезли из Императорской гавани около 230 тысяч бревен, не покрыв при этом и 33% расходов. В 1911 г. Г.Слэй возбудил ходатайство о продлении контракта по заготовке брёвен до 12 лет и полной легализации производственной деятельности «Oriental Timber Corporation Ltd» в России. Однако российская администрация не удовлетворила его прошения, и австралийские предприниматели отказались вести дело на прежних условиях.
В1895-896 годах начались геологические исследования района. В бассейне реки Тумнин нашли золото.
В 1908-1910 гг. в районе Императорской гавани работал В.К. Арсеньев. «Вся центральная и северная часть горной области Сихотэ-Алинь как раньше была пустыней, такой она есть и теперь. Дикость тайги, бездорожье и полное отсутствие жилых мест были главными причинами, почему Сихотэ-Алинь и земли к востоку от него оставались так долго неизвестными. Для исследования этой нетронутой части Уссурийского края я и предпринял свои экспедиции», — писал Владимир Клавдиевич. По составленному заранее плану надлежало произвести всестороннее обследование северной части Уссурийского края от нижнего течения Амура до побережья Татарского пролива и от реки Хора до озера Кизи. Одной из задач экспедиции было отыскание кратчайшего летнего пути от Хабаровска до Императорской гавани. По соглашению с Переселенческим управлением на экспедицию возлагалось исполнение следующих работ: описание и определение общей площади пригодных для переселения участков, топографирование их, определение состава и глубины почв, сбор статистических сведений о населенности района, выяснение наличия дорог, троп и других путей сообщения. Основной научной задачей В.К. Арсеньева и в этом путешествии были этнографические исследования, в первую очередь изучение удэгейцев и орочей.
Велико и разнообразно научное значение этой экспедиции. В своей северной части хребет Сихотэ-Алинь был пройден В.К. Арсеньевым в семи местах, были обследованы бассейны рек Самарга, Хор, Тумнин, Хади, Тутто, Ма, Уй, Чжуанко, Анюй и др.; была измерена высота горных хребтов и перевалов. Собран большой геологический, ботанический и этнографический материал. Был составлен орочский и удэгейский словарь. С окончанием этой экспедиции общее географическое описание Уссурийского края было закончено.
В 1912 г. был опубликован фундаментальный труд В.К. Арсеньева «Краткий военно-географический и
военно-статистический очерк Уссурийского края. 1901-1911 гг.».
О сельском хозяйстве района сообщалось в «Отчёте о съезде сельских хозяев Приморской области 11-14
ноября 1912 года в г. Никольске-Уссурийском»: «Земледелие в окрестностях Императорской гавани находится в зачаточном состоянии, ибо обработка земли, ввиду дороговизны рабочих рук, стоит очень дорого и не возвращает затраченного капитала, поэтому новосёлы, по прибытии на участок, стараются найти для себя занятие, не требующее больших затрат денег. С большим усердием, чем другие новоселы, земледелием занимаются старообрядцы, у которых за 3 года разработано 1/4 десятины земли на одно семейство, чего среди других переселенцев незаметно. Большинство из новоселов занимаются охотой на соболя, дающей им некоторые средства к существованию. Возможно, что теперешний запрет охоты на соболя заставит крестьян приняться за земледелие. Владельцы же хуторских участков занимаются исключительно рыболовством, но вследствие незнания рыбного дела, а также эксплуатации их японцами, результаты промысла получаются прискорбные. Каждый из русских рыбопромышленников при начинании рыбного дела получает в кредит от японцев все рыболовные орудия и этим уже закабаляет себя на несколько лет. В договоре при получении орудий рыбопромышленник обязывается погашать свой долг продажей продуктов лова за выставленную в договоре цену. Эти цены бывают столь низки, а стоимость орудий столь высока, что рыбопромышленник в течение 3-4 лет работает лишь на погашение долга. За этот промежуток времени орудия приходят в негодность, и рыбопромышленник вынужден опять обращаться к тем же японцам, хотя он ясно видит всю невыгодность такого кредита... Цель японцев — затормозить развитие русской рыбопромышленности на Дальнем Востоке. Заменой японских инструкторов русскими, учреждением курсов или показательных станций по рыбоводству и открытием рыбопромышленникам кредита можно было бы избежать зависимости нашей рыбопромышленности от японцев.».
Большие изменения в лесной и рыбной отраслях произошли в годы советской власти.
В Советской Гавани создаются четыре рыбокомбината, три рыболовецких колхоза, Советский леспромхоз, Совгаванский лесозавод.
В 1927г. изысканием трассы для будущей железной дороги Хабаровск — Советская Гавань занималась комплексная экспедиция Дальневосточного переселенческого управления под руководством В.К. Арсеньева. Экспедиция прошла по маршруту: Советская Гавань — реки: Хади — Тутто — Иоли — Коппи — Иггу — Дынми —Анюй—Тормасунь—Хорский хребет—р. Мухен — р.Немпту — селение Анастасьевка—Хабаровск.
В 1933г. на берегу бухты Лососина появился рыбокомбинат «Совгавань». В 1977г. рыбокомбинат был реорганизован в Совгаванскую базу океанического рыболовства. На протяжении многих лет СБОР являлась самым крупным предприятием рыбной отрасли Хабаровского края. Руководил предприятием Ю.Н. Ефимушкин, ныне председатель Совета ветеранов Советско-Гаванского района.

В 1934г. началось строительство первенца индустрии в районе — судоремонтного завода, а в 1937г. коллектив завода выпустил из ремонта первый пароход. Судоремонтный завод Министерства морского флота был одним из крупнейших предприятий на Дальнем Востоке по ремонту грузовых судов торгового флота. Одним из руководителей завода был Г.А. Маркевич, приложивший много сил для развития города. Сегодня проводимые ежегодные лыжные марафоны им. Г.А. Маркевича пользуются известностью далеко за пределами нашего края.
В 1943г. вступил в строй действующих предприятий машиностроительный завод № 263 (Северный судоремонтный). На протяжении многих лет судоремонт являлся ведущей отраслью экономики города и района. Одним из самых выдающихся директоров ССРЗ был Б. Цендровский, под руководством которого возводились не только заводские цеха, но и многие социально-бытовые, культурно-массовые здания города, жилые дома. В настоящее время почётный гражданин города Б. Цендровский на заслуженном отдыхе, проживает в нашем городе.
Построенные в годы первых пятилеток предприятия продолжают работать и сейчас: Дальневосточная электростанция специального назначения (Майская ГРЭС), мелькомбинат (ОАО «Гаваньхлеб») и др.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1941г. рабочий посёлок Советская Гавань Советского района Приморского края был преобразован в город краевого подчинения.
Добраться до Советской Гавани в то время можно было только пароходом из Владивостока. В 1939г. началось строительство железнодорожной магистрали Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, движение поездов открылось 20 июля 1945г., а летом 1947г. в город пришёл первый пассажирский поезд. В мае 1948г. на аэродроме 42-го авиационного полка приземлилось первое гражданское воздушное судно — самолёт ПО-2 с почтой и одним пассажиром на борту. С этого времени началось регулярное авиационное сообщение между Советской Гаванью и другими городами края.
В 1946г. была образована строительная организация. В городе были построены каменные здания: школа № 1 (ныне межшкольный учебный комбинат), больница (ныне управление здравоохранения), жилые дома на улице Приморской (ныне улица Ленина).
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 сентября 1948г. город Советская Гавань с пригородной зоной в составе двух рабочих посёлков и пяти сельских советов был передан из Приморского края в Хабаровский.

Подборка материала АЛ. Тимакиной, младшего научного сотрудника районного краеведческого музея им. Н.К. Бошняка

№3

В 1894 г. владивостокский предприниматель Ю. Бриннер также попытался организовать экспорт крупных партий леса из бассейна реки Тумнин на рынки Китая, Австралии и Индии. Однако начатое дело не принесло успеха в связи с недостатком на выделенном участке строевого леса, пригодного для заграничного экспорта. Другой не менее существенной причиной неудачи было отсутствие у Ю. Бриннера денежных средств для организации современного лесообрабатывающего производства, отвечавшего требованиям международного рынка.
Вывозом леса из Императорской гавани в 1906 г. занимался российский предприниматель Пюльккенен, построивший там лесоперерабатывающий завод и жилые помещения для рабочих. Однако доставка лесных материалов на рынок Шанхая выявила низкое качество лиственничных досок, продажа которых не оправдала затрат предпринимателя на устройство лесозавода. Отсутствие капиталов вынудило Пюльккенена весной 1907 г. продать своё дело англичанину
Hosted by uCoz